Гений музыкального искусства отличался сложным темпераментом, нетипичной внешностью и болезненностью. Несмотря на эти изъяны, женщины были без ума от него. Ему подражали мужчины, прощая столь величественную популярность у женского пола. Ходили слухи, что Паганини продал душу дьявола, поэтому его недостатки стали преимуществами. Даже незнакомцы утверждали, что скрипач – сущий негодяй, хоть по жизни Никколо был неплохим человеком и занимался благотворительностью. Характер повлиял на судьбу, она была такой же сложной и неординарной.
Мальчик – чужая мечта
Антонио Паганини потребовал доктора. Прибывший медик не смог ничем помочь, ведь мальчишка Никколо был уже мертв. Отец довел его до такого состояния. Он часто закрывал сына в темной кладовке без еды, чтобы парень тратил все свободное время на репетиции. Тереза Паганини, мать великого гения, жила сквозь слезы.
Они купили небольшой гробик, чтобы похоронить умершего сына. Но отправить его на тот свет так и не удалось. Мальчишка очнулся прямо на прощальной церемонии. Мать бросилась к нему и начала откармливать тем, что у нее было под рукой. Отец вовсе не удивился, на следующий день он усадил парня за инструмент.
Он мог заполучить и популярность, и деньги в Италии, но ему приходилось для этого тренироваться сутки напролет. У зрителей был отличный слух, а на сцене было достаточно хороших конкурентов.
Антонио, отец скрипача, мечтал о музыкальном будущем, ему нравилось играть на мандолине, именно она помогла ему встретить свою судьбу – Терезу. Карьера не сложилась. Он всю молодость выполнял грузовые работы, откладывал все сбережения, чтобы приобрести лавочку. Но он не отчаивался, и все свои желания воплотил в наследнике. У первого сына не было ни слуха, ни других музыкальных данных. Тереза уверяла, что у второго сына будет огромный потенциал к музыкальному искусству, ведь ей приснился вещий сон. Так и случилось!
С инструментом парень подружился сразу, он не только отлично играл, но и сочинял свои музыкальные произведения. Голова отца просто разрывалась от идей. Он решил взяться серьезно за развитие его таланта, чтобы добиться знаменитости. Когда он понял, что голодовка и сарай не дадут нужного результата, он решил подыскать для сына репетитора. Наставником Никколо стал Дж. Черветто.
Методы учителя практически не отличались от отцовских. Известный скрипач даже боялся его имени, и точно не считал своим примером для подражания. Скорее всего, такими стараниями папа и «учитель» отбили бы желание парня брать в руки скрипку, но личность юного виртуоза заинтересовала Ф. Ньекко и Сан Лоренцо Коста. Они проявляли уважение к парню, занимались его развитием, а капельмейстер Коста даже предложил Никколо играть в оркестре.
Роль отца в судьбе парня была все-таки значительной. Он страдал от разных недугов, которые были причиной детских психологических травм и сурового обращения отца. Кроме этого, он был не образованным от слова вообще. Он плохо писал, не интересовался историей, делал ошибки в речи и письме, ему было трудно поддержать самую элементарную тему разговора. Отец не отпускал талантливого наследника даже в школу.
Он был рожден для славы
Талант парня нужно было развивать, это факт. Родители решили отправить его учиться в Парму, там им должен был заняться Алессандро Ролле.
Чтобы насобирать денег на учебу, Никколо дебютировал с концертом в театре Сант-Агостино.
Финансов все равно не хватало, но Дж.К. ди Негро организовал еще один концерт для скрипача во Флоренции, и Никколо насобирал нужную сумму.
Но и в Парме на парня ожидала неудача. Ролла сильно заболел, он не хотел ни с кем видеться, а тем более – давать кому-то частные уроки. Ситуация очень огорчила и сына, и отца. Никколо медлил, и не хотел прощаться с этой идеей. Он заметил на столе ноты и музыкальный инструмент. Его заинтересовало музыкальное произведение, и он наиграл мелодию. Эта композиция была сочинена самим Роллом, больной услышал звучание и поднялся с кровати. Он был поражен талантом таинственного музыканта и не мог поверить своим глазам, ведь перед ним играл обычный подросток.
Ролла сказал, что ему нечему учить этого одаренного парня, он – гений.
Учитель передал гения Ф. Паэру, а тот, в свою очередь, поручил Г. Гиретти обучить смышленого скрипача. Казалось, что его нечему учить, но это был миф. Паганини стал мастерским, неподражаемым и неоспоримым сокровищем. Он устраивал гастроли по городам, потом посещал разные страны. Цены за билеты на его концерты были внушительными, но каждый, кто решался отдать сумму, никогда об этом не жалел. Его руки и движения были бесценными, он дарил людям бесценные эмоции.
Слава подарила ему успех в личной жизни. Он никогда не был обделен женским вниманием, любовниц менял как перчатки. Самая известная пассия Паганини – Антония Бьянки. Пара получилась странная, о них ходило много слухов. Они изменяли друг другу. Со слов возлюбленной, Никколо не мог удовлетворить ее в сексуальном плане из-за постоянных недугов. Но он находил силы и на других барышень.
Бьянки родила наследника Ахилла. Кто был отцом? Никто не знал! Он мечтал о сыне, поэтому не разбирался в тонкостях и посвятил себя воспитанию ребенка. Когда сыну исполнилось три года, супруги разошлись. Никколо стал опекуном Ахилла и даже присвоил ему свою фамилию. Чтобы поставить любимого ребенка на ноги, Паганини пахал днем и ночью.
Сатана и жадина
Все говорили о жадности Паганини. А он – раздавал бесплатные билеты студентам, обеспечивал родственников и финансировал несколько благотворительных фондов. Чтобы не тратить ничего на себя, он покупал ношенную одежду. Его даже обвиняли в убийстве и продаже души ради популярности. Скорее всего, зрители сочиняли всякую ересь из-за болезненного облика, страшного темперамента и неописуемого таланта.
Он часто работал руками и даже корпусом во время игры на скрипке, от этого количество слухов только увеличивалось. У него был целый комплекс своих личных поз. Многие утверждали, что во время звучания скрипки скелет музыканта становится пластичным и искривляется в любые стороны. Руки выворачивались так, будто они не были прикреплены к телу. Как выяснилось, у скрипача могла быть болезнь Марфана, которая и становится причиной чрезмерной свободы суставов и мышц.
Чтобы познакомиться с Никколо поближе, нужно осознать два факта. Он на спор мог сыграть мелодию на шнурке из шелка от лорнета. Однажды недоброжелатели повредили ему инструмент, оставив лишь одну целую струну – и скрипач отыграл весь концерт. Звучания скрипки и рояля, который аккомпанировал Паганини, расходились, но это заметили лишь профессионалы.
В 57 лет гений скончался от туберкулеза. Он в последнее время не показывался людям, но все равно не выпускал из рук инструмент. Его гроб приходилось несколько раз перепрятывать, ведь местные жители угрожали расправой. Все были уверены в сатанизме Паганини, но бедный скрипач хотел лишь покоя. Ни один город не хотел приютить остатки скрипача. Ахилл измучился, пока смог похоронить своего отца.
Согласно завещанию скупого сатаниста, все его инструменты перешли студентам и врагам, которые постоянно оскверняли бедного Никколо. Самую любимую свою скрипку он завещал городу Генуе, который прозвали «вдовой Паганини». Он запретил тратить деньга на его похороны, он никогда не тратил финансы на себя.