Одним кинолентам давали добро на экранизацию, а других отправляли на доработку. Чтобы избавиться от наложенного запрета, съемочной группе приходилось писать письма разным спецслужбам и партийному руководству, объяснять, почему сценарий написан именно так. Если старания режиссеров были не напрасными, их творение ждал успех.
“Преступление и наказание”
Павел Коломойцев снял короткометражный фильм по мотивам произведения М. Зощенко. Сначала кинолента не прошла цензуру из-за переживаний главного персонажа-расхитителя. Режиссеры пытались спасти свое творение и не изменять сюжет, но в первозданном виде его не пропускали на экраны. Впервые фильм увидел мир в 1989 году, он остается актуальным и в современное время.
“Сердца четырех”
Константин Юдин снимал свой фильм перед началом Великой Отечественной войны, но и его творение не было допущено сразу до зрителей. Причина была весьма распространенной в то время: искажение фактов о жизни Красной Армии и интеллигенции СССР. Четыре года кинолента ждала своей экранизации, и режиссер уже не верил в то, что фильм увидит мир. Зрителям очень понравилось творение Юдина, а после войны “Сердца четырех” вошли в ТОП-5 фильмов советского проката.
“Звезда”
Кинолента рассказывает о жизни разведчиков СССР. Цензуру фильм не прошел лишь из-за концовки – все герои трагически покинули этот мир. Сталин не оценил такой финал, захотел, чтобы режиссер изменил кульминационные моменты. Ну здесь ему нужно отдать должное – реальные солдаты, прототипами которых являлись герои фильма, вернулись в место назначения целыми и невредимыми. В 53 году вышла новая версия “Звезды”.
“Званый ужин”
Фридрих Эрмлер сначала хотел назвать свое творение “Разбитые мечты”. Сюжет оказался настолько острым и эксцентричным, что кинолента долго не могла пройти цензуру. “Званый ужин” увидел мир только через десяток лет. Чиновник, который хотел с помощью подхалимства добиться высот в карьере, – основная тому причина. Власти утверждали, что этот персонаж не имеет ничего общего с отечественным служащим.
“Скверный анекдот”
“Скверный анекдот” под режиссурой Наумова с Аловым был снят на основе произведения Ф. Достоевского. Двадцать лет зрители ждали его экранизации. Почему это произошло? Никто так и не знает! История И. Приленского почему-то не понравилась высшим рангам, и они не допустили ее к прокату. Скорее всего, причина кроется в “демократичных играх” персонажа, ведь картина была слишком близка к реальности, а это, конечно же, не нравилось правительству. Лишь в 87 году “Скверный анекдот” познакомился со своей публикой.
“История А. Клячиной, которая любила, но не вышла замуж”
Андрей Кончаловский смог добиться экранизации только через двадцать лет. Не хотели пускать этот фильм в прокат из-за пронзительной правды, высветленной в сюжете. Режиссер смог воплотить в киноленте всю реальность советской жизни: нищету, бедность, ничтожная жизнь работников колхоза и никаких перспектив/альтернатив. Граждане СССР посмотрели бы на мир другими глазами, а именно этого боялось руководство, ведь оно пропагандировало повсеместное счастье.
“Комиссар”
Александр Аскольдов поставил все на кон, когда взялся за съемки “Комиссара”. Фильм ждал своего времени двадцать лет. Кроме этого, режиссера заставили уволиться, его выгнали из партии и запретили принимать участие в любом съемочном процессе. Сергей Герасимов в 1987 год вдохнул жизнь в это творение. Все годы он бережно хранил негатив фильма на кодовом замке в своем сейфе. Женщина-комиссар, по мнению властей, была прототипом антисоветской идеологии. Хотя на самом деле – в фильме была отражена суровая реальность.
“Урок литературы”
Виктория Токарева планировала выпустить свой фильм в прокат еще в 1968 году. Однако женщине пришлось ждать премьеры 21 год. Сначала не проходило цензуру название, так как Виктория хотела назвать киноленту “День без вранья”.
Цензоры утверждали, что в СССР все строилось на правде, поэтому такого понятия и быть не может в отечественном кинематографе. Даже после изменения названия в кинокартине отыскали пропагандистские идеи, а образ педагога, по мнению критиков, не соотносился с реальным образом учителя.
“Интервенция”
Геннадий Полока вкладывал максимум идей, времени и материальных ресурсов в свой фильм, он точно не думал о том, что на его детище ждет 19 долгих лет забвения. Александр Романов раскритиковал “Интервенцию” “от” и “до”.
Председатель Госкино назвал фильм Полоки творческой бездной и провалом “Ленфильма”.
Просчеты в идеологии – еще одна причина того, что кинолента не прошла цензуру. Через несколько лет состоялась премьера в театре, и она была весьма успешной, а сам фильм зрители смогли увидеть лишь в 87 году.
“Проверка на дорогах”
Алексей Герман – режиссер фильма, который изначально назывался “Операция “С Новым годом!””. Цензоры решили, что творение великого гения носит антисоветский характер. Герои не должны были размениваться на проявление чувств и слабости, ведь советские партизаны всегда бесстрашные, хладнокровные и решительные. Фильм экранизировали через 15 лет, и такого успеха никто не ждал. Множество премий получил этот шедевр отечественного кинематографа, включая Государственную премию Советского Союза.